ВЫСТАВКА СЕЗАНА c 27/02 по 5/07/2020

 

Парижский Музей Мармоттан (как раз на кануне карантина) открыл очень интересную выставку: «СЕЗАН – урок из Италии», которая раскрывает свои итальянские источники и влияние на современное искусство на французских художников.

С XVIIвека все дороги для французских художников вели в Италию, куда многие ехали ведомые своими амбициями, но в первую очередь, конечно же, за новым опытом, для того, чтобы прикоснуться к шедеврам итальянских мастеров. В ту пору Французская Академия напраляла счастливчиков – победителей национальных Салонов, на многолетние стажировки, сначала в Рим, а позже и в Генуи, Флоренцию, Венецию, Неаполь...

 

Италия, вдохновившая столько художников, от Пуссена до Энгра, стала страной пристанища для Академизма XIXвека. Развитие новой волны живописи под открытым небом, поиск новых сюжетов, только отдалило молодое поколение Импрессионистов от изучения великих мастеров прошлого.

Прощание с древними скульптурами, пейзажами, перемежающимися руинами и кипарисами, уступают место тавернам на берегах Сены, локомотивам, современной жизни.

Предложенная любителям Аленом Тапье (почетным и главным куратором Музеев Франции), выставка, открывшаяся в музее Мармоттан с 27/02 по 5/07/2020, доказывает, что существует великое исключение из этого правила: Поль Сезанн (1839-1906).

 

Если он многократно выставлялся с группой Импрессионистов с 1874 года, он далеко не растворился в этом «пейзаже». Его классическая культура, его врожденное чувство сконструированных форм удерживали его от всегда возобновляемых поисков импрессионистского момента. Суровая красота ландшафта его Прованса, древней "ProvinciaRomana", показала ему другой путь.

В то время, когда Италия была уже не для многих из его товарищей, а странным «бутиком аксессуаров», Сезанн отправился смотреть на римские пейзажи Николя Пуссена, самого «римского» из французских художников, но также на Тинторетто и венецианцев, неаполитанцев. Все эти великие примеры составляли основу его инновационного видения. Далекий от разрыва с традицией, он воссоединился с ней по-своему, презирая ошибочные толкования его века. Трудно поверить в то, что он никогда не бывал в Италии.

 

Но, не только Сезан вдохновлялся итальянскими мастерами. Именно благодаря репродукциям, опубликованным в книге искусствоведа Витторио Пика о Сезанне, Джорджо Моранди освободился от футуристической эстетики. С 1911 по 1915 годы его картины отражают пространственные исследования под влиянием мастера Экс, с его тонкими изменениями плоскостей. Многие из его соотечественников, так же, признают, что их искусство было затронуто живописью Сезанна. Некоторые обнаружили его в Париже во время посмертной ретроспективы 1907 года, другие в Италии в следующем году. Музей Мармоттан решил продемонстрировать там и обратную сторону медали и показать влияние мастера из Прованса на итальянскую живопись 1910 - 1930 годов (Моранди, Боччони, Карра, Пиранделло, Сирони и художники движения Новеченто), обогатили выставку своим взглядом на Сезанна, мало известного французской публике.

 

Карантин когда-нибудь закончится. И если Вы окажетесь в Париже, то очень рекомендую посетить эту выставку.

 


Автор статьи: Галина МАССОН